Главная задача рекламной компании – «задеть», «зацепить» внимание потенциального клиента. Изготовление фирменного стиля, работа над дизайном упаковки – всё это требует больших затрат, а в итоге – может остаться попросту незамеченным.
Сообщать и доказывать, что товар или услуга действительно нужны широкому кругу людей, в наше время уже норма, это и является рекламой. Стараясь произвести впечатление, маркетологи активно работают с эмоциями потребителей, с их сознательными и подсознательными реакциями. Воздействие идёт не только на сугубо «потребительские» желания, но и на все остальные природные, порой даже, инстинктивные.
Продвигая большой фирменный стиль компании и стараясь удовлетворить все критерии фирменного стиля, маркетинговые компании нередко «перегибают» палку, используя воистину запрещенные приемы.
Провокация, агрессия и запрет: есть ли грань
Провокационная реклама – тот самый вид рекламы, который побуждает клиента купить продукцию, либо распространить информацию о бренде. Второе – зачастую и есть самая главная цель провокационных приемов. Однако, бесспорно есть грань. Одно дело – шокировать зрителя, воздействовать на его нервные центры, удивить и вызвать пусть даже отвращение неоднозначностью, двусмысленностью рекламного материала.
Совершенно другое дело – «играть» с социальными нормами, переступать границы нравственных и этических устоев, заложенных в обществе для нормального, равновесного сосуществования людей.
Основная цель провокационной рекламы – шокировать потенциального клиента. Потенциальный клиент – человек, а значит он эмоционален и социален. Испытав шок, он непременно поделится впечатлениями с другими. Это ускорит распространение информации о бренде.
Рекламные табу
Главным запрещенным приемом является шок ради шока. Контент, который содержит сцены насилия или чрезмерно эротические сцены, приводит к нарушению законодательных норм. Более того – позитивное влияние на прибыль тоже под сомнением, ведь такая реклама негативно влияет на репутацию. Запрещенных приемов множество. Отметим самые основные.
- Откровенные сцены насилия (в том числе над животными), показ внутренних органов тела, крови и пр. Это может негативно повлиять на развитие ребенка, который увидит рекламу и вредно для людей со слабой психикой или беременных.
- Откровенные эротические сцены, которые могут быть распознаны как попытка растления несовершеннолетних (следует всегда помнить, что любую рекламу могут смотреть дети).
- Оскорбление религиозных чувств.
- Оскорбление других государств и их граждан. Как бы успешно не отделяла рекламная кампания товар или услугу, если она подчеркивает свое преимущество относительно компаний менее развитых стран, такое может оскорблять граждан этих самых стран, а значит – это неприемлемо.
В погоне за провокационными приемами маркетологам полезно помнить — всё, что вызывает сильные эмоции, всегда со временем надоедает и вызывает абсолютно иные, противоположные впечатления.