Гайдлайн — это документ для сотрудников фирмы, содержащий инструкции и правила размещения всех элементов стиля фирмы на рекламных носителях. Работая над статьей о гайдлайне, мы пришли к выводу, что самым правильным будет рассказывать о данном типе публикации, сравнивая его с брендбуком. Основная причина, почему эти два явления лучше всего описывать в паре, очень проста — многие их путают. Поэтому мы расскажем о гайдлайне и детально поясним разницу между двумя понятиями.
В чем существенное отличие от брендбука
Разработка фирменного стиля предприятия предусматривает создание и брендбуков и гайдлайнов.
Брендбук означает (в переводе с английского) — книга бренда. Предназначена для клиентов и партнёров. В данном документе принято повествовать историю бренда, позиции на рынке и многое другое. Приведем пример. «Брендбук «Красный квадрат» содержит только чисто описательную информацию о бренде и чем он лучше конкурентов. Основными нашими конкурентами пока что являются бренды «Синий круг» и «Зеленая точка». Таким образом, «Желтая пирамидка» остается уже позади». И так далее. Но сам, стиль брендбука описательный.
Гайдлайн, в переводе с английского, представляет собой «направляющую линию». Это документ, который носит не столько ознакомительный характер, сколько характер набора инструкций. Предназначен для сотрудников самого предприятия. В нем будут изложены критерии фирменного стиля.
Пример информации: «Красный квадрат» должен всегда ассоциироваться с жесткостью, строгостью и бескомпромиссностью. Здесь нельзя использовать юмористические шрифты, круглые буквы. Создание логотипа и фирменного стиля должно проходить так-то и так». Вот, что такое гайдлайн. Этот документ не описывает, он требует и задаёт рамки.
Как креатив убивает бренд или зачем нужен гайдлайн.
Естественно, креатив не убивает бренд, наоборот — он его создает, модернизирует и начинает заставлять работать. Однако следует отметить, что креатив способен выжать из бренда свои основные качества.
И снова вернемся к примеру «Красного квадрата». Людям свойственно стремление к разнообразию. Даже тем, кто совсем консервативен, удается находить разнообразие в рамках своей консервативности. Наступил Новый год и «Красный квадрат» украсили новогодней шапочкой Санта Клауса. Затем на нем появилась снежинка, летом — солнышко. Затем праздновали десятилетие бренда: в квадрате образовалась цифра 10 и так далее. В итоге мы получаем нечто, что очень сильно отличается от первоначального бренда. Более того, содержимое брендбуков более не актуально.
Тут приходит на помощь гайдлайн
Когда креатив вот так вот иссушает первичную задумку, гайдлайн приходит на помощь. Этот тип публикации является инструкцией и основой основ. В нем жестко прописаны, какие допускаются цветовые палитры, какие дополнительные цвета допустимы в логотипе, какие вспомогательные можно использовать, а какие — нет. Позволительно ли использование таких и таких шрифтов и т.д. Гайдлайн не позволяет корректировать фирменный стиль слишком сильно, однако допускает его естественную эволюцию.
Полноценность гайдлайна проверяется самым надежным способом — соответствие написанного и действительного. Если гайдлайн предусматривает шрифт Roman, а на деле мы видим Arial, значит, гайдлайн перестал использоваться эффективно.