С ростом предложения производителям становится всё труднее придумывать названия для своих авто, и разработка нейминга с появлением каждой новой модели все усложняется. По этой причине они нанимают различных специалистов или создают специальный отдел, ориентированный на эту проблематику.
Автопроизводителю назвать новую модель уже давно не так просто, как когда-то. В начале автомобильной эры достаточно было только типового номера или параметра мощности, позже с ростом предложения стали добавлять различные числовые обозначения и словесные наименования. Сегодня же называть модели действительно трудная задача, в конце концов, из-за расширения предложения и роста мирового рынка автопроизводители зарегистрировали более 800 000 товарных знаков по названиям авто.
Именно из-за стольких товарных знаков производителям уже не хватает реальных слов, и они вынуждены придумывать названия. «В середине девяностых годов мы достигли верхнего уровня доступности товарных знаков, которые являются настоящими словами. Наиболее реалистичные, эмоциональные или забавные слова уже закончились. Таким образом, всё сложнее найти какие-то естественные выражения», — утверждает Роберт Пыра, директор отдела стратегического планирования в креативном агентстве Brandwidth, которое автопроизводители часто нанимают для придумывания названия новой модели. Времена, когда без особых хлопот можно было придумать Fiesta (по-испански вечеринка) или Viper (по-английски гадюка), безвозвратно ушли.
«Существует целый ряд стратегических соображений, связанных с проблематикой. Нейминг, заказать который вы хотите для автомобиля, должен быть адаптирован к соответствующему рыночному пространству, описывать сущность того, что автомобиль предлагает, и в то же время должен соответствовать фирменному предложению производителя и, возможно, придерживаться существующих правил маркировки. И в первую очередь речь идёт также о товарном знаке, находится ли наименование вообще в свободном доступе», — подытоживает основные правила Пыра, из слов которого следует, что Stinger или Hellcat, попросту говоря, должны быть автомобилями со спортивными настройками, а не какими-то мини-автомобилями для города, а, например, Audi TT своим наименованием к остальному предложению бренда не совсем подходит.
Именно из-за товарного знака возникли трудности у Tesla, которая Model 3 хотела изначально назвать Model E, но такое наименование уже зарегистрировано на Ford. Audi, в свою очередь, долго не могла использовать обозначения Q2 и Q4 (запланированная модель), которые были зарегистрированы концерном FCA. Но в итоге о возможности использования автопроизводитель договорился с FCA, по мнению некоторых источников, в обмен на права на названия Bora и Lupo, которые в прошлом использовал родственный бренд Volkswagen.
Разного рода правила
Что касается принципов, то для некоторых брендов благодаря этому задача названия нового автомобиля всё-таки проще. Например, Lamborghini в большинстве случаев опирается на термины, связанные с корридой, будь то имена знаменитых быков (Reventon, Aventador) или связанные слова (Estoque — короткий меч). Volkswagen широко использует названия ветров(Passat, Scirocco), Seat, в свою очередь, традиционно использует названия испанских городов (Cordoba, Toledo, Ateca).
И именно испанский бренд показывает, что производители ищут новые способы, как назвать новую модель. Название предстоящего крупноразмерного кроссовера подбиралось с помощью опроса среди клиентов и поклонников, причём предложенные названия (которые должны были быть связаны с испанскими географическими обозначениями) постепенно сужаются до наименования-победителя. В последний раз выбор сократился до Alboran, Aranda, Avila и Tarraco, которые отвечают всем необходимым требованиям, для того чтобы они могли стать ещё одним названием для автомобилей марки Seat.
А ещё в эпоху глобальных моделей автопроизводители должны уделять большое внимание тому, что это выражение в некоторых языках означает. Mitsubishi Pajero или Mazda Laputa могли бы об этом рассказать: первое название по-испански означает онаниста, а второе, в свою очередь, уничижительный испанский термин для проститутки. Tata Zica, в свою очередь, была переименована из-за эпидемии, связанной с вирусом Зика.
Кроме ухода от нелестных толкований, автопроизводители в первую очередь пытаются названием заинтересовать. И это была, по неофициальной информации, причина конца наименования Skoda Yeti — в то время как в Чехии Yeti нравилась клиентам, на ключевом китайском рынке термин, как предполагалось, не понравился.
Преемник Yeti, Karoq, подтверждает нынешнюю тенденцию, когда отдельные производители стремятся сблизить разрозненные названия своих автомобилей, для того чтобы объединить модельный ряд. Причём справедливо это в основном для кроссоверов и SUV: такие модели от Skoda сегодня начинаются на K и заканчиваются на Q (Kodiaq и Karoq), у Volkswagen, в свою очередь, кроссоверы имеют начальную букву T (T-Roc, Tiguan, Touareg и Teramont), в то время как у Renault начинаются на C или K (Captur, Kadjar, Koleos). Opel наименования своих кроссоверов и SUV дополняет буквой X (Mokka X, Crossland X, Grandland X).
Тем временем коротко остановимся на Karoq, так как именно он является одним из примеров необычного поиска названия машины. Именно Skoda пригласила жителей города Кодиак (Kodiak) на Аляске (в честь которого назван крупноразмерный Kodiaq), чтобы они придумали название для тогда ещё предстоящего кроссовера. В результате получилось искажение слов kaaraq (индейское выражение для автомобиля) и qarruk (индейское выражение для стрелы, то есть ссылка на логотип бренда), с которой якобы пришёл один двенадцатилетний мальчик. Опрос среди жителей острова на Аляске при этом продемонстрировал, что в придумывании названий нет ничего простого. Возможно, предлагаемые имена aqiaq или hoaqkoaq для европейцев были бы слишком труднопроизносимыми и, следовательно, непригодными для использования.
Своё смог бы рассказать об этом и Opel, который когда-то при поиске названия полагался на помощь компьютера. Он выбирал из списка благозвучное выражение, а результатом стала Vectra. Позже компьютер таким же образом выбрал наименование Sintra, являющееся, кстати, и названием замка в Португалии. Именно Opel традиционно полагался на имена, оканчивающиеся на букву A (Astra, Calibra), но в последние годы этим правилом руководствуется всё меньше и меньше. Adam был назван в честь основателя бренда, в то время как названия для новых кроссоверов Crossland X и Grandland X выбирал специально созданный отдел.
Именно X и Q для кроссоверов очень популярные буквы (как, например, Nissan Qashqai и X-Trail), которые традиционно подчёркивают наличие полного привода. И кроме того, их использование облегчает регистрацию товарных знаков, достаточно в слове изменить букву K на Q и появляется новое название.
Буквы и цифры
Но существуют автопроизводители, у которых наименования автомобилей всё-таки проще. Например, это касается немецких премиальных марок или французской части группы PSA. BMW и Audi разделяют свои модели с помощью цифр в зависимости от размера: для авто из Мюнхена применяется буква X в названии для кроссоверов, а для экологичных автомобилей — литера i; в то время как для машин с логотипом «четыре кольца», кроме обычных моделей, для которых цифра в обозначении дополнена буквой A, есть ещё серия Q, включающая кроссоверы и SUV, а также серии S, RS и R с прицелом на спортивные модели и суперкары. Единственным исключением является уже упомянутый спорткар TT.
Похожая ситуация характерна для Citroen (C1 и выше), который буквенно-цифровое обозначение дополняет названием в зависимости от типа автомобиля: Aircross зарезервирован для SUV, Picasso для MPV, а Cactus для нетипичного недорогого кроссовера. Peugeot, в свою очередь, традиционное трёхзначное цифровое обозначение (208 и другие) дополнил четырёхзначным (3008), выделенным в настоящее время для кроссоверов. Единица в конце наименования указывает на недорогую модель (301).
Mercedes-Benz подобным образом разделяет свои модели в зависимости от размера с помощью букв (серии от A до S, к которым присоединились MPV V и пикап X). И вследствие расширения предложения потребовалось прибавить серии, обозначенные буквами CL (для автомобилей со спортивными настройками, таких как «четырёхдверное купе») и GL (для SUV). Исключениями остаются сегодня уже легендарные модели SL и G или суперкар Mercedes-AMG GT.
Например, Renault, использующий числовое обозначение в течение восьмидесятых и девяностых годов, как определенные компоненты фирменного стиля, наоборот, постепенно сдался. На смену «пятёрке» пришёл Clio, 19, в свою очередь, заменил Megane, а 21 — Laguna и позже Talisman, таким образом, французы звучащими названиями подчеркнули родину бренда. Некоторым исключением являются предлагаемые кроссоверы, для которых учтено, что их названия начинаются на C или K (уже упоминавшиеся Captur, Kadjar, Koleos).
Расширяя предложение, автопроизводители стараются как-то подчеркнуть характер этого автомобиля, кроме кроссоверов иSUV, речь идёт в основном об электромобилях, которым, как правило, соответствует буква E в названии (Volkswagen e-Golf), возможны и другие отсылки на современную техническую часть внутри (Chevrolet Volt). А водородную модель Mirai Toyota сразу назвала словом, обозначающим по-японски будущее.
Производители в последнее время пытаются использовать также знаки препинания (Volkswagen up!, Kia cee’d или Kia pro_cee’d), но это пока не сильно распространено. «Всегда пытайтесь сделать что-то другое. Например, Kia явно хочет бытьдерзким, непредсказуемым брендом, который делает то, что не делают конкуренты», — говорит по этому поводу Пыра, который признаёт, что ему нравится играть с идеями других символов, как с равнозначными, или даже с точками и запятыми в стиле азбуки Морзе. Если кто-то таким названием действительно воспользуется, очень любопытно, как оно будет впоследствии представлено. Ведь Chevrolet Тире-Тире-Тире-Тире-Точка-Тире, вероятно, звучит не совсем хорошо. Предпочтительнее видеть благозвучные итальянские выражения, ведь даже такое простое название, как «четыре двери», звучит по-итальянски просто классно — Maserati Quattroporte!