Coca-Cola — один из самых известных брендов напитков, и эта торговая марка сегодня встречается на полках магазинов всего мира. Это один из тех примеров, когда вроде бы обычный проект благодаря грамотному маркетингу получил всемирную известность и прочно закрепил свои позиции на рынке.
Как все начиналось
Первоначально напиток, сегодня больше известный как вкусная газировка, утоляющая жажду, создавался в качестве средства от головной боли, а также для повышения бодрости. Его состав был разработан доктором Джоном Ститом Пембертоном, который варил его на собственном заднем дворе в Атланте, чтобы затем продавать в аптеке точно так же, как и содовую. В партнерстве с Пембертоном состоял Френк М. Робинсон, который был не только бухгалтером, но и хорошо владел каллиграфией, так что он создал логотип и фирменный стиль. Примечательно, что дизайн этикеток для бутылок с 1881 года дошел до наших дней почти без изменений.
Глобальный шаг к успеху бренда был сделан тогда, когда аптекарь Аза Г. Кендлер, почувствовал определенный потенциал в напитке, приложил максимум усилий к тому, чтобы стать единственным владельцем бренда. Только в первый год его управления продажи Coca-Cola были увеличены в 10 раз, что стало поводом для Кендлера оставить аптечный бизнес и сосредоточиться на деятельности, связанной с пока что малоизвестным напитком. Именно Кендлер вместе с партнерами основал The Coca-Cola Company, которая через 30 лет стала стоить уже 25 миллионов долларов.
Следующими владельцами, как раз и потратившими миллионы на приобретение компании, стали Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед, главным нововведением которых стало основание сети ботлеров — локальных производителей, сеть которых постепенно распространилась во всем мире.
Эпоха Вудраффов
В 1919 году The Coca Cola Company переходит под руководства Эрнеста Вудраффа и его партнеров. Этот момент совпадает с выходом напитка на зарубежные рынки, где он делает свои первые успехи. Однако более значимым для бренда стал период правления сына Эрнеста, Роберта Вудраффа, в первую очередь уделившего огромное внимание маркетинговой поддержке бренда. Кроме маркетинга, Роберт ввел четкие стандарты качества на всех этапов производства напитка, а также предложил удобный вариант упаковки из 6 бутылок в одной картонной коробке. При нем появились и прообразы автоматов, способных самостоятельно смешивать и продавать напиток.
Роберт Вудрафф, уделяя пристальное внимание продажам напитка во всем мире, создает отдел, занимающийся исключительно операциями по внешней торговле. Уже в 1930 году этот отдел стал самостоятельной компанией.
Во время Второй мировой войны компания оказывала поддержку американским солдатам. Глава корпорации издает легендарное распоряжение о том, что вне зависимости от обстоятельств и местоположения каждый американский солдат должен иметь возможность приобрести бутылку напитка всего за 5 центов — и не имеет значения, во сколько это обойдется компании. Это стало не только моральной поддержкой, но и неожиданно удачным маркетинговым ходом — ведь многие жители других стран получили возможность попробовать Кока-Колу, что способствовало ее продвижению.
В дальнейшем компания прочно закрепила свои позиции на рынке и сегодня считается самым известным мировым брендом. Дизайн этикеток для бутылок стал настолько популярен, что некоторые мелкие производители в стремлении повысить свои продажи начали создавать аналогичные надписи и для своего товара. Впрочем, такие аналоги не имеют и части той славы, которую заслужила Coca-Cola.