Сегодняшняя промышленность может предложить большое количество вариантов упаковочных материалов, которые применяются для тех или иных товаров в зависимости от их типа и требований к их хранению. Дизайн тары и упаковки также во многом определяется выбранным материалом.
Основные виды упаковочных материалов и их свойства
В наиболее общем виде классификацию материалов, из которых производят упаковку, можно представить следующим образом:
- Металл. Чаще всего такая упаковка производится из жести, алюминия или листовой стали. Используется для таких продуктов, как консервы, а также для различных жидких и летучих веществ (например, краски).
- Стекло. Материал, использующийся для создания упаковки различных жидких продовольственных и непродовольственных продуктов, начиная от напитков и заканчивая парфюмерией.
- Бумага. Существует огромное количество вариантов бумажной упаковки, так как это — удобный и экологичный материал, подходящий для создания коробок, пакетов или просто для обертки. Однако у бумаги довольно низкие барьерные свойства, что следует учитывать при выборе.
- Дерево. В основном дерево применяют для создания ящиков, палетт, корзин и бочек, чтобы транспортировать и хранить продукты питания или промышленные товары. А вот индивидуальная деревянная упаковка товаров встречается не так часто, однако всегда смотрится индивидуально и выигрышно по сравнению с другими материалами.
- Полимерная упаковка. Очень большая категория, куда относится любая упаковка, произведенная из синтетических материалов. Применима практически для любого типа товаров: бытовая химия, продукты и напитки, строительные смеси и жидкости, и многое другое.
Каждый материал имеет свои свойства, стоимость и особенности нанесения на него изображений и информации, поэтому разработка упаковки в первую очередь основывается на том, из чего она будет сделана.
Критерии выбора материала для упаковки
Упаковка любого товара должна проектироваться не сама по себе, а в сочетании с общей концепцией товара. Останавливая свой выбор на том или ином материале, необходимо решить, подходит ли он с точки зрения функциональности и выполняет ли имиджевые функции. Функциональность — это то, насколько потребителю будет удобно использовать товар. К примеру, жидкость для мытья посуды мы привыкли видеть в пластиковой упаковке, из которой легко выдавить остатки средства, и уж совсем не ожидаем встретить продукт такого же рода в стеклянной бутылке. Имидж — еще один важный компонент, особенно если учитывать, что не только сам дизайн упаковки, но и материал, из которого она изготовлена, уже ассоциируются у потребителя с определенными качествами. Например, дизайн упаковки воды в стеклянной бутылке автоматически ставит ее для клиента в другую категорию, чем вода в пластике — многие вполне справедливо считают, что вода в стеклянной бутылке более полезна, в то время, как хранение в пластиковой бутылке вредит качеству воды. Пластик в целом считается более бюджетным вариантом, поэтому если вы позиционируете свой товар как то, что позволит экономить, пластик — один из лучших вариантов для создания упаковки.
Чтобы проверить эффективность концепции упаковки, рекомендуется провести предварительное тестирование на определенной выборке респондентов. Полученные в ходе тестирования количественные данные позволяют сделать определенные выводы о том, насколько упаковка выполняет свои функции и соответствует имиджу продукта. Кроме того, тестирование также может продемонстрировать слабые и сильные стороны упаковок из разных материалов, на основании чего можно будет принять окончательное решение.