Логотип компании, фирменный стиль которой сегодня стал узнаваемым во всем мире, — это надкушенное яблоко, видя которое, большинство из нас понимает, что речь идет о компании Apple. Бренд существует с 1976 года, и с самого своего появления претерпел множество изменений для того, чтобы прийти к современному виду.
Эволюция логотипов Apple
Первоначальная версия логотипа была гораздо более сложной и ничуть не напоминала современный лаконичный силуэт фрукта. Идея с яблоком возникла из легенды о том, как был открыт закон всемирного тяготения, однако иллюстрация, напоминающая скорее не логотип, а гравюру, выглядела громоздко. Поэтому вскоре был предложен другой вариант — более близкий к тому, который мы все привыкли видеть сегодня. Кстати, стоимость разработки фирменного логотипа была очень выгодной для начинающей компании — благодаря тому, что Джобс пользовался доверием Реджиса МакКенна, тот позволил бесплатно пользоваться услугами дизайнера Роба Янова.
С самого начала был предложен монохромный вариант, но Стив Джобс решил раскрасить его во все цвета радуги, чтобы выделиться среди конкурентов, для которых создание настолько многоцветного логотипа было не выгодным с точки зрения печати рекламной продукции. Радужное яблоко, являвшееся логотипом компании с самого ее основания и до 1998 года, выделяло Apple среди других прочих брендов в первую очередь по той причине, что ранее не все компьютеры были способны работать с цветом. Кроме того, такая расцветка была выбрана и в качестве своего рода символа толерантности. Однако в дальнейшем радуга обзавелась и еще одной трактовкой, став символом движения сексуальных меньшинств, так что в компании было принято решение переделать логотип и разработать дизайн упаковки с учетом нового, лаконичного знака компании. Впрочем, основная концепция не изменилась, и в качестве отличительного знака Apple по-прежнему использует надкушенное яблоко.
Почему Apple стала популярной
Если проанализировать деятельность компании, становится понятно, что Apple действительно делала и продолжает делать высококлассные устройства, предлагая их (а также соответствующие аксессуары) потребителю с такой наценкой, которую не может позволить себе ни одна другая компания. Все дело не только в качестве продукции, но и в правильно выстроенной системе позиционирования бренда.
На первом месте в списке здесь стоит статус. Apple продает технику, которая во всем мире для многих является определенным символом принадлежности к высокому кругу, и именно поэтому за бренд многие готовы платить гораздо больше. Это находит отражение и во многих рекламных кампаниях бренда, в которых упор делается не на характеристики конкретного продукта, а на то, какую роль новый iPhone или MacBook способны сыграть в повышении имиджа. Стремление к повышению в иерархии естественно для человека, и по этой причине это был более чем грамотный ход в выстраивании концепции бренда Apple.
Подход к самой продукции у Apple тоже отличается от других компаний. Действительно, технические характеристики каждого устройства на высоте, но в то же самое время большой упор делается на то, чтобы такими устройствами хотелось обладать, держать их в руках. Поэтому внешняя составляющая занимает весомое место в брендинге компании. Кроме того, производитель стремится упростить выбор пользователю, не выпуская огромного количества моделей смартфонов и планшетов, в которых нетрудно запутаться, а предлагая несколько поколений устройств на выбор каждого.
Стратегически грамотный брендинг стал причиной успеха Apple, а также ее прочной позиции на вершинах продаж. Многие компании, планирующие выпуск устройств, которые позиционировались как “убийца iPhone/iPad/MacBook” потерпели поражение в попытке свергнуть лидера с пьедестала почета.