Правильный маркетинг важен для любой компании, вне зависимости от ее рода деятельности. Тем удивительнее, что до сих пор не все осведомлены о том, какие инструменты помогут проводить наиболее эффективную маркетинговую политику. Брендбук — один из таких инструментов.
Компоненты брендбука
Что такое бренд? Это то, благодаря чему потребители отличают одну компанию от другой. Наверняка, каждый из тех, кто читает этот текст, имеет свои предпочитаемые бренды продуктов, одежды, бытовой химии или любых других товаров, безошибочно отличая их от продукции других компаний, стоящих рядом на полках магазина. А брендбук — это “книга бренда”, если перевести это дословно, тот самый документ, который содержит всю информацию о концепции бренда, и на который (в идеале) должен опираться отдел маркетинга для продвижения товаров и услуг компании. Разработка логотипа и брендбука может быть заказана в одной и той же компании, но это необязательно.
Брендбук содержит множество компонентов, которые можно разделить на несколько блоков:
- Идеологическая концепция бренда. Это информация о целевой аудитории, концепция компании, ее история, философия, отличие от конкурентов и аналогов — в общем, все, что может потребоваться при разработке стратегии продвижения.
- Гайдлайн. Иногда входит в брендбук, иногда выносится отдельно для удобства использования. Включает разные технологические нюансы использования фирменного стиля: логотип, цвета, шрифты, фирменные документы, бланки, полиграфия, работа с электронными носителями, правила оформления представительской и сувенирной продукции.
- Юридические документы, определяющие права на компоненты фирменного стиля.
Таким образом, брендбук служит для того, чтобы зафиксировать и оставить неизменной символику бренда и его принципы взаимодействия с клиентами. Его содержание для разных компаний может отличаться — все зависит от того, наличие каких компонентов критично для реализации маркетинговой политики выбранной компании.
Можно ли обойтись без брендбука
Каким компаниям необходим полноценный брендбук? В первую очередь, тем, которые всерьез рассчитывают на активное продвижение собственного бренда, ведь в таком случае подобный документ — это подспорье, помогающее оптимизировать продвижение, а также решить более конкретные задачи. Брендбук будет полезен и в том случае, если разработка логотипа и фирменного стиля уже завершена, и теперь нужно поручить сторонним исполнителям изготовить какие-то рекламные материалы. Наличие четких инструкций облегчит взаимодействие заказчика и исполнителя, а также снизит вероятность ошибки. Впрочем, даже если компания располагает собственным рекламным отделом, брендбук все равно желателен — хотя бы по той причине, что работать на его основании быстрее, к тому же он послужит руководством для новичков, только пришедших работать в компанию и пока что не знающих всей специфики бренда.
Информативный брендбук хорошо оптимизирует деятельность компании и ее сотрудников во всем, что касается маркетинга и продвижения товаров. Но если компания только начинает развиваться, и в бюджет пока заложены только услуги дизайнера по разработке логотипов, можно повременить с заказом этого документа — это можно будет сделать позднее, на любом этапе существования компании.